Мафусаилов век

Притчей во языцех стал библейский персонаж патриарх Мафусал (Мафусаил), проживший 969 лет. Что на самом деле о нём и прочих патриархах сказано в Библии? Адам жил 130(230) лет и родил Сифа, всех дней жизни Адамовой было 930 лет. Сиф жил 105(205) лет и родил… Енох жил 65(165) лет и родил Мафусала, всех дней его было 365 лет. Мафусал жил 187 лет и родил Ламеха, всех же дней Мафусала было 969 лет. Ламех жил 182(188) года и родил Ноя, всех дней Ламеха было 777(753) лет. Ною было 500 лет и родил Ной Сима, Хама и Иафета. Всех дней Ноевых было 950 лет. Сим был 100 лет и родил Арфаксада, через 2 года после потопа. Арфаксад жил 35(135) лет и родил… Нахор жил 29(79) лет и родил Фарру, после чего жил 119(129) лет. Фарра жил 70 лет и родил Аврама, Нахора и Арана.

Просуммировав возрасты всех патриархов, в которых они производили потомство («жил и родил»), в двух их вариантах (первая цифра и вторая, в скобках), получим два значения даты рождения Аврама от Сотворения Мира: 130+105+90+70+65+162+65+187+182+500+100+35+130+30+34+30+32+30+29+70=2076; 230+205+190+170+165+162+165+187+188+500+100+135+130+130+134+130+132+130+79+70=3332.

Мы имеем, таким образом, с одной стороны, набор имён известных иудеям родоначальников, подлинных или легендарных, с другой – два значения отведённых им исторических (вернее, доисторических) периодов. Столь значительная продолжительность жизни Мафусала и других патриархов (возможности которой вовсе не следует исключать), указана весьма приблизительно, о чём свидетельствует разброс этих значений. С точки зрения метрологии здесь присутствует систематическая погрешность, точнее, поправка, причём явно привнесённая с какой-то целью.

Рождество Христово у православных христиан датируется 5508-м годом, у иудеев это 3761-й год. Разность сумм двух наших рядов составляет 3332-2076=1256 лет, разность между православной и иудейской датами сотворения мира составит 5508-3761=1747 лет. Если учесть, что более или менее приемлемых датировок событий в Ветхом Завете нет по крайней мере до вавилонского пленения, и поэтому к 1256-ти годам следует добавить ещё некоторую величину x, логично предположить, что два ряда связаны с разными датами сотворения мира у христиан и иудеев. Тогда что за этим кроется?

 В предыдущей статье предложен вариант количественной расшифровки понятия последних времён. У иудеев в Ветхом Завете эти времена в целом трактовались и датировались по-другому. «И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому 70 лет. И будет: когда исполнится 70 лет, накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю её вечною пустынею.» (Иер 25, 11-12). У Даниила 70 лет трансформируются в 70 седмин и появляются «последние дни гнева» и «Христос Владыка». В 3-й книге Ездры «И откроется Сын Мой Иисус с теми, которые с Ним, и оставшиеся будут наслаждаться 400 лет» (3 Езд 7, 28). Затем следует смерть Христа и «всех людей , имеющих дыхание», «древнее молчание века на 7 дней», после чего «восстанет век усыплённый, и умрёт повреждённый». Эта трактовка последнего времени уже приближается к христианской, поэтому попробуем  применить ту же схему (см. «Число зверино»).

 Предположим, что дата Явления  Мессии, Христа Владыки (Дан 9, 24-27) может быть определена из выражения 3761/7, где Т – некий период, иудейский аналог числа 666. Очевидно, Т=537,28… Эта цифра весьма близка к индиктиону (532 года), известной в те времена единице измерения времени. В основе индиктиона лежит седмина, т.е. 7 лет, единица измерения времени, часто встречающаяся в Ветхом Завете: 532=76*7=70*7+6*7=490+42. Но 490, т 70 седмин – это по Даниилу интервал времени от начала царствования Дария до пришествия в мир Мессии. Вообще, у иудеев временной интервал в 7 дней, 7 лет, 7 тысяч лет и т.п. лежал в основе как «ретроспективы» и повседневных установлений, так и пророчеств на отдалённое будущее. Это был основной и универсальный период, определяющий ритмы мироздания. Поэтому числа  497=71*7… 525=75*7; 532=76*7; 539=77*7 и т.д. до 665=95*7 также могли рассматриваться в качестве основы для расчётов срока пришествия Мессии.

 Если всё-таки взять за основу индиктион, конец света наступает в 532*8= 4256 году, т.е. в 496-м году от Р.Х. Если принять за начало проповеди Христа 33-й год, то на его царствование отведено 463 года (по 3 кн. Ездры - 400 лет). 525 в качестве Т дадут дату конца света 4200 лет (здесь фигурирует апокалипсическое число 42). 539 интересно тем, что состоит из трех семёрок (77*7). Всё это вполне в духе иудейской апокалиптики и нумерологии. Наконец, число 665 приводит нас к христианской эсхатологии, если считать его, например, номером предпоследнего 12-летнего цикла, а 666 – соответственно, последнего.

 Из вышеизложенного следует такая схема эволюции эсхатологических представлений: 70, 490, … 666 «лет». Иудеи ожидали явления Мессии в соответствии с пророчеством Даниила. Появление и проповедь Иоанна Крестителя, а затем и Иисуса Христа в корне изменили в общем логичные представления о конце света как наказании за грех отступничества и Мессии как грозном Владыке, сокрушающем врагов избранного народа. Вместе с Сыном Человеческим появляется новое миросозерцание и новый прогноз на будущее, обозримое и отдалённое, суть которого в интересующем нас аспекте сводится к следующему.

1). Земля и всё живое на ней, включая человечество, как и всё в этом мире, имеют как начало, так и конец во времени. Конец неизбежен, но он вовсе не таков, каким его представляют иудеи и язычники. Это не буддистская калачакра (колесо времени), где божество «создаёт, управляет и периодически уничтожает видимый мир, причём процесс этого периодического созидания и уничтожения мира повторяется бесчисленное число раз, в течение бесконечного времени» (Ф. И. Щербатской). Это Царство Небесное, Небесный Иерусалим.

2). Вместе с тем периодичность n*12 лет имеет быть. Ей следуют региональные, а в последнее время и глобальные кризисы и прочие бедствия - мировые войны и мировые революции, техногенные катастрофы («Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью», Мф 8, 11), «отчасти антропогенные» засухи , голодомор, цунами, эпидемии и пандемии, в том числе психические, « и будут глады, моры, землетрясения по местам…» (Мф 24, 7). Значение этого периода подчёркнуто числами апостолов (12 и 72=12*6). Региональные катаклизмы могут быть спрогнозированы, чего нельзя сказать о Конце Света. Важно понять, что любой кризис может оказаться последним. Можно указать лишь временные рамки в условных, нормированных единицах времени. Таковыми условными единицами являются «день», «время», «полувремя», «лето», «тысяча лет». Нормировочный коэффициент знает только Господь Бог («у Бога тысяча лет как один день»). Это может быть миллиард лет, а может быть несколько десятилетий, после которых – венерианский, например, вариант. Региональные «концы света», «концы света в отдельно взятой стране» сопровождаются появлением новых «спасителей человечества», пламенных «борцов за народное счастье», Пугачёвых, Бонапартов, Гитлеров и прочих антихристов - «ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят» (Мф 24, 5).

На основании вышеизложенных представлений можно рассмотреть русскую и европейскую историю. Об этом в следующей статье цикла.

На Главную

Hosted by uCoz